Российский артист балета. Киноактер. Заслуженный артист РСФСР. Солист Большого театра. Премьер Американского театра балета. Один из первых мастеров балета мирового уровня. В качестве киноактера известен по ролям в голливудских фильмах: «Денежная яма», «Крепкий орешек», «Музей восковых фигур 2», «Зона».
Александр Годунов родился 28 ноября 1949 года в городе Южно-Сахалинск, Сахалинская область. Когда мальчику исполнилось три года, родители развелись и мама с двумя сыновьями переехала в Ригу. Здесь, вопреки желанию сына, отдала его в Рижское хореографическое училище, которое окончил в 1967 году и где учился вместе с Михаилом Барышниковым. Способности юного танцовщика оказались настоящим талантом, и Александра заметил Игорь Моисеев, в те годы директор Государственного хореографического ансамбля «Классический балет» и, не раздумывая, пригласил в Москву в свою труппу.
С 1967 года на протяжении четырех лет Годунов танцевал в этом коллективе, где работали выдающиеся педагоги: Суламифь и Асаф Мессерер. Подготовив первую программу и показав ее в 1968 году в Смоленске, ансамбль много гастролировал, а Александр вскоре стал солистом.
В 1971 году после конкурсного экзамена Годунов принят в балетную труппу Большого театра. Здесь его наставником и педагогом-репетитором стал легендарный актер и танцовщик Алексей Ермолаев, которого впоследствии Александр назвал любимым учителем. Дебютом Годунова на сцене Большого стала партия в балете «Лебединое озеро» в редакции Горского - Мессерера.
Через год Александр получил Первую премию во Всесоюзном конкурсе артистов балета. Вскоре молодого танцовщика заметила Майя Плисецкая и пригласила к себе в партнеры. Их первая совместная работа: балет «Лебединое озеро» сразу же сделала Годунова звездой Большого. Молодой танцор являлся ее постоянным партнером и в других балетах.
В следующем 1973 году Годунов получил Первую премию и золотую медаль на Втором Московском международном конкурсе артистов балета, а в 1976 году получил звание заслуженного артиста России. Популярность танцора росла, особенно за границей, практически на всех гастрольных афишах Большого театра за рубежом красовалось его имя.
Однако, с 1974 года Александра перестали выпускать за границу, видимо, боясь, что артист повторит судьбу своего друга Михаила Барышникова, который в том же году не вернулся с гастролей в Торонто и стал успешно работать в США. Примерно в течение пяти лет Годунов являлся «невыездным», зато много танцевал на сцене Большого театра и его репертуар оказался на редкость разнообразным. Роли, исполненные Александром в этот период, партии в таких знаменитых балетах, как: «Анна Каренина», «Шопениана», «Конек-горбунок», «Дон Кихот», «Кармен-сюита», «Жизель», «Спартак», «Иван Грозный», «Баядерка», «Ромео и Джульетта».
Помимо выступлений на сцене, Александр снялся и в нескольких кинолентах: фильмы-балеты «Московская фантазия» и «Кармен-сюита», экранизация балета «Анна Каренина» и художественный фильм «31 июня».
Годунов оставался счастлив и в личной жизни. Мужчина женился на женщине, которую полюбил всей душой: балерине Людмиле Власовой. Но вскоре все изменилось. В американском турне Большого театра в 1979 году участие Годунова вновь не планировалось. Тем более, что в гастрольной труппе находилась его жена. Власти выпускали творческие семьи за границу только в исключительных случаях. Однако американский импресарио заявил, что без Годунова гастроли не состоятся. Советские чиновники терять контракт не захотели и Александр полетел в США.
Во время гастролей Большого театра в Нью-Йорке, 23 августа 1979 года, Александр Годунов обратился к американским властям с просьбой о предоставлении политического убежища. Тогда советские власти попытались в срочно порядке вернуть его жену в СССР. Данное событие привлекло огромное внимание мировой прессы и американскими властями задержан самолет, на котором Власова летела домой, поскольку считали, что это делается против ее воли.
В инцидент оказались вовлечены даже лидеры СССР и США Леонид Брежнев и Джимми Картер. До последней минуты Годунов надеялся, что жена останется с ним. Но Людмила отказалась и вернулась в Москву. В течение года Годунов безуспешно пытался добиться возвращения жены. Эта пара стала известна как «Ромео и Джульетта» холодной войны. Их брак оказался заочно расторгнут в 1982 году.
Американское гражданство Александр получил в 1987 году. В последствии жил с известной актрисой Жаклин Биссет, но их союз официально не оформлялся и распался в 1988 году.
В Соединенных Штатах Годунова сразу же приняли в Американский Балетный Театр, лучший репертуарный театр Америки, которым руководил Михаил Барышников. Однако в связи с некоторыми разногласиями с танцовщиками труппы, Александр впервые вышел на сцену только спустя полгода. В этой прославленной труппе выступал как ведущий танцовщик, исполняя главные партии в «Дон Кихоте», «Жизели», «Лебедином озере», «Теме с вариациями», «Корсаре». А его партнершами выступали Наталья Макарова, Ева Евдокимова, Синтия Грегори.
Вскоре из-за конфликта с Михаилом Барышниковым танцор Годунов вынужден покинуть труппу. Далее мужчина собрал собственную балетную компанию «Годунов и друзья» и стал гастролировать по стране самостоятельно. Всего за полтора месяца выступлений Александр заработал больше миллиона долларов и начал успешные гастроли по Израилю, Аргентине, Японии. Несколько лет выступал на различных сценах мира. Как приглашенная звезда, Годунов много гастролировал в Канаде, Латинской Америке, Австралии, Израиле, Европе, Японии.
Дальнейшая его работа в балете оказалась сопряжена с рядом разочарований. По гражданской жены Годунов пошел в актеры. Его выигрышная фотогеничная внешность, актерское дарование, блестящая фигура и пластика являлись большим плюсом для успеха в кино. Тем более, что периодически брал уроки актерского мастерства и речи в Джульярдской школе искусств и студии легендарной Стеллы Адлер.
В 1985 году Александр ушел из балета и продолжил кинокарьеру. Его дебют состоялся с роли в фильме «Свидетель», с Харрисоном Фордом в главной роли и оказался весьма удачен и отмечен лестной критикой. Однако приглашений на главные роли не последовало и в дальнейшем снимался только на вторых ролях. За десять лет Годунов снялся в фильмах: «Денежная яма», «Крепкий орешек», «Музей восковых фигур 2», «Зона».
Хотя Александр и прекратил выступать как танцовщик, но продолжал поддерживать атлетическую форму, занимаясь в балетной академии Дэвида Личина. Там же проводил балетные мастер-классы. В Голливуде подружился с работающими в США танцовщиками Большого театра Аллой Ханиашвили и Виталием Артюшкиным, которым помогал в работе.
Александр Борисович Годунов скончался 18 мая 1995 года на своей вилле в Лос-Анджелесе в возрасте сорока пяти лет. Великого танцовщика нашли только спустя несколько дней сидящим в кресле. Врачи не обнаружили ни следов насилия, ни признаков алкоголя или наркотиков в крови. Городской шериф констатировал смерть, вызванную естественными причинами.
Прах Годунова развеяли над Тихим океаном. Его мемориал находится в Лос-Анджелесе, а эпитафия на могиле гласит: «Его будущее осталось в прошлом». На Введенском кладбище Москвы находится кенотаф актера с эпитафией: «Ты всегда с нами».
Награды Александра Годунова
Лауреат (золотая медаль) Московского международного конкурса артистов балета в 1973 году.
Заслуженный артист России (1976).
Лауреат премии Вацлава Нижинского (Париж).
Творчество Александра Годунова
Репертуар в Большом Театре
П. И. Чайковский. «Лебединое озеро». Постановка А. Горского, па-де-труа. 1971 г.
П. И. Чайковский. «Лебединое озеро». Постановка А. Горского, А. Мессерера. Принц. 1971 г.
П. И. Чайковский. «Лебединое озеро». Постановка Ю. Григоровича. Принц. 1971 г.
Р. Щедрин. «Анна Каренина» Вронский. Постановка М. Плисецкой, Натальи Рыженко, Виктора Смирнова-Голованова. 1972 г.
Ф. Шопен. «Шопениана». Юноша. 1972 г.
Ц. Пуни. «Конек-горбунок», па-де-труа «Океан и жемчужины». Постановка А. Горского. На гастролях в США. 1973 г.
Л. Минкус «Дон Кихот». Базиль. 1973 г.
Ж. Бизе - Р. Щедрин. «Кармен-сюита». Хореография А. Алонсо. Хозе. 1974 г.
А. Пахмутова. «Озаренность». Хореография Н. Рыженко и И. Смирнова-Голованова. Любимый (1-й исполнитель). 1974 г.
А. Адан. «Жизель». Альберт. 1974 г.
Г. Малер. «Гибель розы». Хореография Ролана Пети. Юноша. 1974 г.
А. Хачатурян. «Спартак». Хореография Ю. Григоровича. Спартак. 1976 г.
Т. Хренников. «Любовью за любовь». Хореография В. Боккадоро. Клавдио (1-й исполнитель). 1976 г.
С. Прокофьев. «Иван Грозный». Хореография Ю. Григоровича. Царь Иван. 1976 г.
И. Стравинский. «Весна священная». Хореография Н. Касаткиной и Вл. Василева. Пастух. 1977 г.
С. Рахманинов. «Паганини». Хореография Л. Лавровского. Паганини. 1978 г.
Л. Минкус. «Баядерка». Картина «Тени». Солор. 1978 г.
С. Прокофьев. «Ромео и Джульетта». Хореография Ю. Григоровича. Тибальд (1 исполнитель). 1979 г.
Фильмография
1972 Московская фантазия Юноша
1973 Конкурс
1974 Анна Каренина (фильм-балет) Вронский
1978 31 июня Лемисон / Боб Тейлор
1978 Кармен-сюита (фильм-балет) Хозе
1980 Portrait of Giselle
1983 Godunov: the World To Dance In
1985 Свидетель Даниэль Хохляйтнер
1986 Долговая яма Maкс Бейсарт, Маэстро
1988 Крепкий орешек Карл
1990 Камень викингов Сигвальдсон (Тор), часовщик
1992 Музей восковых фигур 2: Затерянные во времени Скарабис
1994 Норт Отец-амиш
1996 Зона Лотар Kрасна
2006 Звезды русского балета (сборный фильм-концерт)
2008 Откровения балетмейстера Федора Лопухова (документальный фильм)