Решающий штурм города Иерусалим воинами-крестоносцами в ходе Первого крестового похода начался 15 июля 1099 года. Испытывая невероятное воодушевление и религиозный порыв, христианские воины, наступали с неудержимым натиском. Защитники стен города были сметены первой же волной атаки.
В начале июля одному из монахов явилось видение епископа Адемара Монтейльского, год назад скончавшегося в Антиохии, который предписал воинам «устроить Бога ради крестное шествие вокруг укреплений Иерусалима, усердно молиться, творить милостыню и соблюдать пост» и тогда на девятый день Иерусалим падет.
Военачальники и епископы 6 июля провели совет, на котором решили исполнить предписание Адемара, и в пятницу 8 июля босые крестоносцы в сопровождении своих духовных наставников - Петра Пустынника, Раймунда Ажильского и Арнульфа Шокесского - провели крестную процессию вокруг стен Иерусалима и, распевая псалмы, дошли до Масличной горы, чем вызвали страх и ярость мусульман, которые во время чтения епископами молитв, выкрикивали оскорбления в адрес христиан. Это вызвало яростный гнев крестоносцев.
Понимая, что пассивная осада может затянуться, крестоносцы углубились в окрестные земли Самарии, чтобы нарубить деревьев для осадных машин, после чего плотники соорудили две осадные башни, метательные машины и другие военные приспособления. Затем состоялся совет, на котором был отдан приказ готовиться к схватке.
Крестоносцы разработали детальный план действий. Было постановлено, кто из князей, действуя со своими людьми, какую часть города будет атаковать и в каких местах будут пущены в ход осадные орудия, а также какие именно. Обстрел Иерусалима начался на рассвете 14 июля. Крестоносцы забрасывали город камнями из метательных машин, а мусульмане осыпали их градом стрел и бросали со стен камни, лили кипяток.
Обстрел камнями, однако, не причинил городу особого вреда, так как мусульмане защитили стены мешками, набитыми хлопком, которые смягчали удар. Под непрекращающимся обстрелом - как пишет Гийом Тирский, «стрелы и дротики сыпались на людей с обеих сторон, подобно граду» - крестоносцы начали придвигать к стенам Иерусалима осадные башни, однако им помешал опоясывающий город глубокий ров, который начали засыпать еще 12 июля.
Обстрел продолжался весь день, но город держался. Когда наступила ночь, обе стороны продолжали бодрствовать - мусульмане боялись, что последует новая атака, а христиане опасались, что осажденным удастся каким-то образом поджечь осадные орудия. Утро 15 июля, началось с общей молитвы и песнопений, христиане громко пели священные псалмы и подняв сотни знамен, стальными клиньями устремились к стенам.
Европейские арбалетчики пробивали мусульман стрелами насквозь, чем вызывали панический страх перед этим оружием. И когда ров был засыпан, крестоносцы смогли беспрепятственно приблизить башни к крепостным стенам, лучники подожгли защищающие их мешки.
Толпы воинов и рыцарей в священном рвении бросились на стены, разя длинными обоюдоострыми мечами и тяжелыми топорами, переламывая арабские кривые сабли, разбивая кожаные шлемы и чалмы, сметая все на своем пути. Такого невероятного давления мусульмане не выдержали, защитники дрогнули, и уже ничто не могло удержать христиан от вступления в город.
Это стало переломным моментом в атаке - крестоносцы под непрекращающийся рев и воинственные крики перекинули на стены деревянные мостки и истребив защитников - толпами устремились за стены. Первым согласно преданию прорвался рыцарь Летольд, за ним последовали Готфрид Бульонский, Танкред Тарентский и храбрейшие рыцари и воины Европы.
Раймунд Тулузский, армия которого штурмовала город с другой стороны, узнал о прорыве и тоже устремился в Иерусалим через южные ворота. Увидев, что город уже пал, эмир гарнизона башни Давида был сломлен происходящим и открыл Яффские ворота.
После того, как крестоносцы ворвались в город, началась резня. Нападавшие убивали всех подряд - мусульман, евреев, и превратили Иерусалим в настоящую кровавую бойню. Некоторые из горожан попытались укрыться на крыше храма Аль-Акса на Храмовой горе. Сначала Танкред Тарентский и Гастон Беарнский взяли их под свою защиту, передав в качестве охранного символа свои знамена, однако к утру крестоносцы вырезали всех уцелевших.
Была сожжена синагога вместе с находившимися там людьми. К утру 16 июля практически все население Иерусалима было уничтожено. По свидетельству западных хронистов было убито около 10 тысяч жителей, арабские источники приводят цифры в разы больше.
О суровой жестокости христиан сообщается во многих хрониках и документах того времени. И если арабские и византийские источники довольно сухо сообщают о большом числе жертв, то западные изобилуют подробностями. Раймунд Ажильский, наблюдавший падение Иерусалима своими глазами, сообщает, что на городских улицах можно было увидеть кучи человеческих тел. Кроме того, каждому участнику крестового похода было обещано в личное владение все, что он сможет захватить в Иерусалиме. Крестоносцы врывались в дома и убивали людей семьями.
Взятие Иерусалима 15 июля 1099 года отмечено во всех исторических источниках начала XII века, в том числе и в русской «Повести временных лет». После падения города правителем новообразованного Иерусалимского королевства стал Готфрид Бульонский. Готфрид не захотел называться королем в городе, где Христос был коронован терновым венцом, поэтому 22 июля 1099 года принял титул Защитника Гроба Господня.
Первый латинский патриарх Иерусалима был избран 1 августа. Им стал Арнульф Шокесский, капеллан Роберта Нормандского. Допросив нескольких чудом уцелевших горожан, Арнульф узнал местонахождение священной реликвии - Животворящего Креста, на котором распяли Иисуса, что вызвало невероятный религиозный подъем.
В начале августа Готфрид возглавил поход против приближающейся египетской армии ал-Афдала и 12 августа разбил мусульман при Аскалоне. После этой победы угроза Иерусалиму была ликвидирована и воины Христовы сочли свой долг выполненным, большинство из них вернулось на родину. Первый крестовый поход увенчался успехом, в результате чего на Востоке образовались несколько государств крестоносцев.
Эти государства представляли собой плацдарм «Западного мира» во враждебном окружении и требовали постоянной помощи извне, что делало неизбежным последующие крестовые походы. Опустошение целых территорий Ближнего Востока в ходе крестового похода, а в особенности резня устроенная после захвата Иерусалима, обусловила многовековую конфронтацию католического Запада с мусульманским Востоком.