Дворцово-парковый ансамбль Петергоф

Дворцово-парковый ансамбль Петергоф расположен на южном берегу Финского залива. Находится на территории муниципального образования город Петергоф, Петродворцового района Санкт-Петербурга и включает в себя несколько дворцово-парковых ансамблей, формировавшихся на протяжении двух веков. Нижний парк, Верхний сад и Английский парк - ансамбли, получившие развитие в XVIII веке. Часть дворца находится в ведении Государственного музея-заповедника «Петергоф». Вместе с рядом других памятников Санкт-Петербурга образует единый комплексный объект Всемирного наследия ЮНЕСКО. Ансамбль имеет одну из крупнейших в мире фонтанных систем - 147 действующих фонтанов.

Композиция паркового ансамбля Петергофа

Композиция паркового ансамбля Петергофа

Центральное место в композиции занимает Нижний парк с фонтанами. Вместе с Верхним садом он образует старейшую часть ансамбля. С востока Нижний парк граничит с Александрией, которая в свою очередь на юге продолжается Александровским парком. К Верхнему саду с юга примыкает Ольгин пруд, являющийся частью Колонистского парка. К югу от него простирается обширный Луговой парк. К юго-западу от Нижнего парка в XVIII веке сформировался пейзажный Английский парк. Вниз по Петергофской дороге, к западу от Нижнего парка с севера на юг протянулся парк Сергиевка, с востока граничащий с Собственной дачей.

Характерной особенностью дворцово-паркового ансамбля Петергофа является его близость к морю. Из девяти парков ансамбля четыре северной границей имеют Финский залив. В этих четырёх парках дворцы, играющие ключевую роль в ансамблях, расположены на краю естественной возвышенности, протянувшейся вдоль побережья моря.

     Верхний сад.

Верхний сад, имеющий площадь 15 га, был разбит при Петре I. Он, известный своим практическим подходом ко всему, использовал сад как огород, в котором выращивались овощи. Современный облик регулярного парка Верхний сад приобрёл ко второй половине XVIII века. В это время в саду появляются фонтаны

«Дубовый»

Это первый фонтан Верхнего сада. В центре композиции находился свинцовый дуб - отсюда и название «Дубовый». Сейчас в центре круглого бассейна установлена скульптура «Амур, надевающий маску».

«Нептун»

Он является композиционным центром верхнего сада. Вначале в центральном бассейне Верхнего сада поместили скульптурно-фонтанную композицию «Телега Нептунова». Скульптуры были отлиты из свинца и позолочены. После неоднократных реставраций «Телегу Нептунову» в конце XVIII века всё же пришлось снять. Вместо неё установили новую группу - «Нептун», сохраняющуюся и поныне. Она установлена в центре большого прямоугольного пруда на высоком гранитном пьедестале, украшенном четырьмя фонтанирующими маскаронами. Фонтан восстановлен в 1949 году.

Фонтаны Квадратных прудов

Сами пруды появились ещё в 1720 году, а в фонтаны превращены позднее. В настоящее время фонтаны декорированы скульптурами «Весна» и «Лето» и, помимо фонтанов, также являются накопительными прудами с водой для фонтанов Нижнего парка.

«Межеумный» - 1738 год

Этот фонтан находится около главного входа в Верхний сад. В центре круглого бассейна крылатый дракон, вокруг него четыре фонтанирующих дельфина. Название фонтана «Межеумный», или «Неопределенный», отражает историю многократных смен скульптурного декора. К концу XVIII века из-за прекращения регулярной стрижки деревьев и кустов Верхний сад разросся. Высокие деревья закрыли вид на фасад Большого дворца.

Во время Великой Отечественной войны сад был сильно повреждён - его пересекал противотанковый ров. Сильно пострадала ограда и пилоны на главном входе. В 1960-х годах была проведена реставрация, проходившая по историческим документам и планам. Верхнему саду был придан первоначальный регулярный облик. Полностью Верхний парк восстановлен в 1968 году.

     Нижний парк.

Регулярный Нижний парк, в плане представляющий собой удлинённый треугольник, имеет площадь около 102 гектаров. Парк растянулся с запада на восток вдоль кромки берега Финского залива на 2,5 километра, в то время как его протяжённость с юга на север составляет всего 500 метров. Парк состоит из трёх взаимосвязанных частей. Это центральный, западный и восточный ансамбли. Каждый из них состоит из самостоятельных небольших ансамблей.

Основа планировки парка - две системы лучевых аллей, пересекающихся друг с другом. Все основные аллеи Нижнего парка или выходят к заливу, или заканчиваются фонтаном. В планировке чётко соблюдается принцип симметрии. Центральная ось - это Большой каскад и Морской канал. На равном расстоянии от оси находятся фонтаны «Адам» и «Ева», каскады «Шахматная гора» и «Золотая гора», дворец Монплезир и павильон Эрмитаж.

Большой Петергофский дворец.

Большой Петергофский дворец - основное здание ансамбля Нижнего парка и Верхнего сада. Первоначально довольно скромный царский дворец, сооружённый в стиле «петровского барокко» в 1714-1725 годах по проекту Ж-Б. Леблона, а затем Н. Микетти, был перестроен в 1747-1752 годах архитектором Ф.-Б. Растрелли для императрицы Елизаветы Петровны в так называемом стиле зрелого барокко. Длина обращённого к морю фасада - 268 м. От центрального корпуса отходят две одноэтажные галереи, заканчивающиеся с запада Корпусом под гербом, а с востока - Церковным корпусом.

В первые же дни нацистской оккупации в сентябре 1941 года во дворце был пожар, полностью уничтоживший интерьеры. В 1944 году, когда немецкие войска уходили из Петергофа, центральная часть дворца была взорвана. Спустя 8 лет в ходе реставрационных работ был восстановлен внешний облик дворца, а в 1964 году первые залы были открыты для туристов.

Ансамбль центральной части.

Фонтан «Самсон, раздирающий пасть льва». По первоначальному замыслу в центре Большого каскада должна была находиться фигура Геракла, побеждающего Лернейскую гидру, однако при строительстве Геракл был заменён на Самсона, разрывающего пасть льву. Считается, что фигура Самсона появилась в связи с Полтавской победой русских войск над шведами, одержанной в день Сампсона Странноприимца. Лев же связывается со Швецией, так как именно этот символ присутствует на гербе страны и до наших дней. Фонтан-монумент был установлен в 1735 году.

Фонтан сильно пострадал в ходе Великой Отечественной войны. Оригинальная статуя Самсона утрачена и воссоздана скульптором В. Л. Симоновым уже после войны. Ансамбль был вновь открыт 14 сентября 1947 года. 28 декабря 2010 статуя демонтирована и отправлена на реставрацию. В 2011 снова установлена.

Морской канал и аллея фонтанов

Воронихинские колоннады

Мраморные Воронихинские колоннады 1800-1803 годов получили своё название по имени их создателя бывшего крепостного Андрея Воронихина, которому за проект петергофских колоннад было присвоено звание архитектора. Составленные из парных колонн колоннады завершаются павильонами с высокими купольными крышами. В центре каждого купола - невысокий фонтан. На плоских кровлях колоннад-фонтаны в виде изящных золочёных ваз. Входы стерегут гранитные львы, высеченные по моделям И. Прокофьева. Колоннады были отреставрированы в 1966 году.

Фонтаны «Адам» и «Ева»

Ансамбль западной части

Дворец Марли

Дворец Марли - главное сооружение западной части Нижнего парка. Несмотря на небольшие размеры, он играет важную роль в общей структуре всего ансамбля. От дворца лучеобразно отходят три главные аллеи, прорезающие парк с запада на восток: центральная - Марлинская, северная - Малибанская и южная - берёзовая. Стоит на искусственной перемычке между большим Марлинским прудом и Секторальными прудами. Высокий насыпной вал, расположенный к северу от Марли, защищает дворец и Марлинский сад от ветра с Финского залива. Фасад дворца с высокой крышей и тонким кружевом балконных решёток очень изысканный и изящный. Проект создал архитектор И. Браунштейн.

Каскад «Золотая гора»

Каскад «Золотая гора» назван так потому, что вертикальная часть ступеней каскада отделана золоченым медным листом. Если смотреть на каскад снизу, стоя у подножия, то создается впечатление струящегося золотого потока. Расположен около дворца «Марли».

Фонтан «Китовый»

Первоначально композиция фонтана была такова - в центре помещалась вырезанная из дерева семиметровая сказочная «Рыба-кит», по сторонам - свинцовые «морские быки», отлитые в Петербурге П. Луковниковым и прочеканенные А. Куломзиным. Лаковых дел мастер Г. Брумкорст расписал скульптуры, что придало оформлению фонтана ещё более живописный характер. В 1963 году после разрушения всего парка в Великую Отечественную войну фонтан был воссоздан по чертежам XIX века. На струе из фонтана держался и вращался медный шар. В настоящее время этого шара уже нет на струе фонтана, он убран несколько лет назад. Сам фонтан расположен в песочном пруду.

Ансамбль восточной части

Каскад «Шахматная гора»

Шахматная гора - каскад, расположенный на склоне террасы, с чёрно-белыми, «шахматными» плато. На верху каскада находится грот, окруженный тремя красочными фигурами драконов, из пастей которых вырываются струи воды. Каскад состоит из четырёх уступов и заканчивается круглым бассейном. По обе стороны каскада построены лестницы, украшенные белокаменными статуями.

Римские фонтаны

Фонтаны называются римскими, так как их внешний облик скопирован с двух фонтанов, установленных в Риме, на площади перед собором Святого Петра. «Римские фонтаны» появились в парке в 1739 году и были выполнены из дерева с обшитыми свинцом чашами по проекту архитекторов И. Бланка и И. Давыдова. В годы Великой Отечественной войны нацисты повредили мраморную облицовку пирамид, разрушили бассейны, подорвали трубопроводы. Отреставрированы фонтаны были уже в 1949 году. Высота фонтанов более 10 метров.

Дворец Монплезир

Название дворца означает «моё удовольствие» - именно так назвал его Пётр I. Монплезир расположен в восточной части Нижнего парка, прямо на берегу Финского залива. Здание строилось с 1714 по 1723 годы. Монплезир был любимым дворцом Петра I - внутреннее и внешнее убранство дворца отличают строгость и рациональность. К центральному залу дворца примыкают шесть помещений, вместе образующие главный объём здания, от которого отходят галереи, завершающиеся павильонами-люстгаузами.

Екатерининский корпус

Екатерининский корпус был построен при Елизавете Петровне по проекту архитектора Ф. Растрелли в стиле барокко и состоял из двух зданий, соединённых между собой галереей: каменного корпуса для проведения балов и приёмов и деревянного жилого флигеля. В этом флигеле жила Екатерина II в бытность супругой наследника престола Петра Фёдоровича. Именно отсюда она отправилась в Петербург для провозглашения себя императрицей в день дворцового переворота. Внутреннее убранство окончательно оформилось в царствование Александра I. В XIX веке в корпусе останавливались гости, проводились балы.

Фонтан «Пирамида»

В восточной части Нижнего парка, в боковой аллее находится фонтан, особенно поражающей своей многоводностью и удивительным рисунком. Издалека он напоминает триумфальное сооружение. Принцип её работы прост, эффект пирамиды достигался путём последовательного уменьшения диаметра 505 медных трубок по мере приближения к центру фонтана, отчего напор воды в них возрастал, и соответственно росла высота струи.

Фонтан «Сноп»

Один из первых фонтанов Петергофа, построенных по указанию Петра I. Создан он был в 1722 - 1723 годах архитектором Н. Микетти и фонтанным мастером Суалемом. Центр композиции - высокая туфовая тумба в виде связки колосьев, из которой бьёт мощная струя воды. Ниже по кругу располагаются ещё 24 наклонные, более тонкие струи.

Фонтан-шутиха «Диванчики»

Фонтан-шутиха «Диванчики» - самый старый из всех шутих Петергофа, создан в 1721-1723 годах. Считается, что проект фонтана правил сам Пётр I.

Фонтан-шутиха «Ёлочки»

Создан в правление императрицы Екатерины II в 1784 году по проекту архитектора Ф. А. Стрельникова фонтанным мастером И. В. Кейзером, самый причудливый фонтан-шутиха Петергофа.

     Петергофский фонтанный водовод.

Жизнь, мощь и силу петергофским фонтанам и каскадам даёт фонтанный водовод - чудо русской гидротехники XVIII - первой половины XIX века. Пруды и каналы водовода органически вписаны в композицию Лугового, Колонистского и Английского парков. Из фонтанного водовода наполняются водоёмы Александрии и Александрийского парков. Он служит источником питьевой воды для населения. Но самая главная его роль, отражённая в названии, - нести и накапливать воду для действия фонтанного ансамбля.

Путь воды к фонтанам начинается от множества мелких источников, питающих несколько крупных ручьёв, стекающих с Ижорской возвышенности. Глядинский и Хабанский ручьи образуют Фабричную речку, от которой тянется Старо-Петергофский канал; Леволовский и Святой ручьи сливаются в Ново-Петергофский, который, в свою очередь, отдаёт воду Старо-Петергофскому каналу. Вблизи деревни Низино устроен Шингарский шлюз со сбросом воды в речку Стрелку.

От этого шлюза вода идёт по каналу, который в этой части называется Петергофским и заканчивается Самсоновским бассейном. Здесь происходит разветвление системы на три части. От Петергофского канала через пруды и протоки вода направляется в Английский пруд, а из него в Верхнесадский канал. От Самсоновского водоёма по Ольгинскому водоводу она течёт к Верхнему саду и Нижнему парку. Собранная в прудах-резервуарах на верхней террасе вода по подземным трубам устремляется к четырём группам фонтанов и каскадов Нижнего парка.


В 1992 году музейному комплексу было возвращено историческое имя ‑ Петергоф.

В 1990 году Петродворец и прилегающая территория стали частью архитектурного дворцово-паркового музея-заповедника «Петергоф» и объектом охраны мирового наследия ЮНЕСКО под названием «Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним комплексы памятников».

В 1951‑1973 годах по сохранившимся чертежам и рисункам реставраторами были воссозданы основные интерьеры дворцов Петродворца.

В 1947 году историческое место в центре петергофского фонтанного ансамбля занял Самсон, воссозданный скульптором Василием Симоновым по фотографиям с довоенной статуи.

В 1946 году в резиденции забили первые фонтаны.

17 июня 1945 года состоялось торжественное открытие Нижнего парка.

14 сентября 1947 года была установлена золоченная бронзовая группа «Самсон, раздирающий пасть льва», которая стала символом восставшего из пепла Петродворца.

В 1944 году Петергоф был переименован в Петродворец. После окончания войны на его восстановление пришли тысячи ленинградцев, и совместно с саперами расчистили парки.

В конце сентября 1941 года город был захвачен фашистско-немецкими войсками. За время оккупации нацисты уничтожили и разворовали большинство ценностей Петергофа. Были выведены из строя фонтаны и вырублены 10000 деревьев.

2 июня 1918 года по национализированному Большому дворцу впервые прошли 400 посетителей. С этого дня загородная императорская резиденция стала общедоступным музеем. Чтобы граждане знали, как вести себя во дворце, художником и архитектором Федором Беренштамом были составлены «Правила осмотра дворцов‑музеев Петергофа».

В 1854‑1857 годах также по проекту Штакеншнейдера был сооружен «Львиный каскад» ‑ бассейн, окруженный гранитной колоннадой с фигурами львов по сторонам.

С 1830 по 1850 годы на территории к югу от Верхнего сада, созданы два парковых ансамбля в пейзажном стиле: Колонистский и Луговой с павильонами Царицын и Ольгин, построенными по проекту архитектора Андрея Штакеншнейдера. Царицын предназначался для супруги императора Николая I Александры Федоровны. Ольгин павильон стал подарком дочери Ольге к ее свадьбе.

В 1828 году поблизости от руин дворца Алексея Меншикова «Монкураж» архитектор Адам Менелас построил «Руинный мост».

В 1762 году Петергофу был присвоен статус города в ведении Дворцового ведомства.

С 1745 года по 1747 год, в царствование Елизаветы Петровны, центр Петергофского ансамбля ‑ Большой дворец перестраивал выдающийся зодчий Франческо Растрелли. Значительно увеличив размеры здания, он сохранил основные черты архитектуры петровской эпохи.

В 1739 году восточной части Нижнего парка установили Драконовый каскад и два «Римских фонтана», повторяющих композицию фонтанов на площади перед собором Святого Петра в Риме. Строительство велось до середины XIX века. В результате в Нижнем парке сложился комплекс, насчитывающий более 150 фонтанов и 4 каскада, в Верхнем саду ‑ 5 фонтанов и один каскад.

В 1735 году в центре ковша Большого каскада был сооружен фонтан «Самсон», а через три года в балюстраде установили группу из двух трубящих в раковины тритонов работы Карло Растрелли.

15 августа 1723 года состоялось торжественное открытие резиденции императора Петра I в Петергофе. Прямо из залива к парадному входу вёл канал, по которому многочисленные гости могли подплывать прямо к подножию здания. Терраса перед фасадом дворца была оформлена каскадом удивительных по красоте фонтанов с аллегорическими скульптурами, которые символизировали мощь военных российских достижений и побед.

20 августа 1721 года заработали первые фонтаны Петергофа - летней резиденции Петра I. На территории строился Большой дворец, распланирован Нижний парк, Морской канал, малые дворцы Монплезир и Марли, а также были почти готовы Эрмитаж, более 20 деревянных галерей и павильонов, различные трельяжные ограды.

Связанные статьи

Город Санкт-Петербург

Политика

Международная организация «ЮНЕСКО»

Общество

Петр I Великий

Император и Самодержец Всероссийский
Государство

Анна Иоанновна

Императрица Всероссийская (1730-1740)
Государство

Елизавета I Петровна

Российская Императрица (1741-1762)
Государство

Екатерина II Алексеевна Великая

Российская Императрица
Государство

Александр I Павлович

Император и Самодержец Всероссийский (1801-1825)
Государство

Николай I Павлович

Всероссийский Император (1825-1855)
Государство

Романова Александра Федоровна

Российская Императрица 1825-1855
Государство

Христофор Миних

Российский Генерал-Фельдмаршал
Армия

Франческо Растрелли

Французский Архитектор
Культура

Воронихин Андрей Никифорович

Российкий Архитектор
Культура

Начали работу фонтаны Петергофа

Культура

Открытие императорской резиденции в Петергофе

Культура
Связанные новости и события
  • 15.08.1723
    15 августа 1723
    Открытие императорской резиденции в Петергофе
    Торжественное открытие загородной резиденции русских царей в Петергофе, на южном берегу Финского залива, состоялось 15 августа 1723 года. Автором, определившим основу архитектурного ансамбля, стал царь Петр I. По его замыслу, Петергоф должен был сравниться в великолепии с самыми знаменитыми королевскими резиденциями Европы и стать триумфальным памятником успешного завершения борьбы России за выход к Балтийскому морю.
  • 20.08.1721
    20 августа 1721
    Начали работу фонтаны Петергофа
    В Петергофе, 20 августа 1721 года состоялся запуск знаменитых фонтанов и каскадов, являющихся памятником мирового гидротехнического искусства XVIII-XIX веков. В художественном облике ключевая роль отводилась скульптурному убранству, решавшему главную задачу грандиозного сооружения в аллегорической форме прославить силу Российского государства и славу русского оружия в Северной войне со Швецией. Впечатляющая система является частью архитектурного комплекса летней резиденции первого императора российского Петра I.

Город Санкт-Петербург

Политика

Международная организация «ЮНЕСКО»

Общество

Петр I Великий

Император и Самодержец Всероссийский
Государство

Анна Иоанновна

Императрица Всероссийская (1730-1740)
Государство

Елизавета I Петровна

Российская Императрица (1741-1762)
Государство

Екатерина II Алексеевна Великая

Российская Императрица
Государство

Александр I Павлович

Император и Самодержец Всероссийский (1801-1825)
Государство

Николай I Павлович

Всероссийский Император (1825-1855)
Государство

Романова Александра Федоровна

Российская Императрица 1825-1855
Государство

Христофор Миних

Российский Генерал-Фельдмаршал
Армия

Франческо Растрелли

Французский Архитектор
Культура

Воронихин Андрей Никифорович

Российкий Архитектор
Культура

Начали работу фонтаны Петергофа

Культура

Открытие императорской резиденции в Петергофе

Культура
ЗАКРЫТЬ X

rus.team
Яндекс.Метрика
© 2021 RusTeam.media
Российское информационное агентство Рустим
email: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..
Информационное агентство «Рустим», зарегистрировано Роскомнадзором, реестровая запись от 14.02.2022 ИА № ФС 77 - 82757,
знак информационной продукции 16+
При полном или частичном использовании и воспроизведении материалов сайтов ссылка на RusTeam.media обязательна. Для веб-сайтов интерактивная ссылка на сайт rus.team обязательна. Мнение авторов публикаций может не совпадать с позицией редакции агентства.